ПОРТФОЛИО
для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности

Составил:

Ф.И.О. Сампилова Нелли Цыренжаповна

Должность учитель математики

Заявлена первая квалификационная категория


Дата проведения экспертизы 25 ноября 2011 г.
(в соответствии с графиком)


2011-2012 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях модернизации системы общего образования обновляются профессиональные требования к педагогам: акцент переносится с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции учителя в осуществлении профессиональной деятельности. В портфолио я включила краткое описание педагогической деятельности с элементами самоанализа. За годы работы мною поступательно изучены документы, необходимые для выстраивания стратегии учителя математики, входящего в МО учителей-предметников, реализующих программу разновозрастного обучения.
В портфолио включены показатели результативности педагогической деятельности: анализ показателей обученности, анализ участия детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, сведения по обобщению и распространению собственного педагогического опыта, заверенные печатью школы и подписью заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Учителя невозможно представить без систематического повышения квалификации, так как он должен постоянно осваивать новые, передовые технологии обучения для соответствия уровню обеспечения требований к современному школьному образованию. Поэтому, как свидетельство своего непрерывного образования, в портфолио включила сведения о повышении квалификации через обучение на очных и дистанционных, бюджетных курсах для педагогов.


СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения.
• Личные данные
• Копия диплома об образовании
• Копия аттестационного листа
• Копии удостоверений о повышении квалификации
2. Характеристика-представление
3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
• Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
• Обоснование выбора используемых образовательных технологий
• Обоснование темы самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики»
• Программное обеспечение учебных дисциплин
4. Приложения

1. Общие сведения.


1. Ф.И.О. Сампилова Нелли Цыренжаповна
2. Дата рождения 28.10.1963
3. Образование, наименование учебного заведения, год окончания высшее, БГПИ, ФМФ, 1985 г.
4. Должность, по которой выходит на аттестацию учитель математики
5. Место работы МОУ Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа
6. Общий стаж работы 26 лет
7. Стаж педагогической работы 26 лет
8. Стаж работы в должности (в данном учреждении) 26 лет
9. Недельная нагрузка 20 часов
10. Повышение квалификации: 22.-26.09.2008г. – «Внедрение автоматизированной системы мониторинга по пяти направлениям КПМО» (72ч.) ; 24.09-03.10.2009г. – «Основы системного администратора школьной локальной сети» (72ч.) ; 10.-17.12.2009г. –«Применение пакета ПСПО» (72ч.); «Распределение стимулирующей части заработной платы учителей» (72 ч).
11. Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) первая, 25.12.2005 г.
12. Наличие ученой степени нет
13. Награды, звания почетные грамоты школы, районного отдела образования, районной и муниципальной администрации
14. Контактные телефоны:
Рабочий 8(30141)31376
домашний 8(30141)31320
15. Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

3.Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Среди школ Кижингинского района особое место занимает наша школа с ее идеей разновозрастного обучения. В связи с низкой наполняемостью классов, в целях сохранения школы, актуальным для нашей школы стало необходимость перейти на разновозрастное обучение.
Одной из важнейших целей школы - создание оптимальных условий для разновозрастного обучения. Для этого изменена структура, разработаны и осуществляются на практике содержание и соответствующие ему формы, средства и методы обучения.
Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:
– гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу);
– гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания);
– информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – А.Г.Мордкович и другие. Работаю по ним уже 6-й год. Учебники издательства «Мнемозина» соответствуют основному компоненту государственного стандарта общего образования и входят в Федеральный перечень. В настоящее время я использую учебно-методические комплекты для 7-9, 10-11 классов, приоритет в содержательно-методической линии, которых отдаётся функционально–графическому курсу.
Компоненты УМК:
• Программы «Алгебра 7-9».
• Учебник.
• Задачник.
• Сборник контрольных работ.
• Сборник самостоятельных работ.
• Учебное пособие «Тематические тесты».
• Методическое пособие для учителя.
• Пособие «События. Вероятности. Статистическая обработка данных» – дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов.
Работа по УМК А.Г.Мордковича предусматривает использование педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения, которые органично вписываются в систему разновозрастного обучения и позволяют разнообразить совместную деятельность детей. При организации совместной учебной деятельности учащихся разного возраста возникает немало проблем, связанных с отбором общего содержания и совместных видов деятельности учащихся в группе. Чтобы обучение в разновозрастных группах было эффективным в сравнении с обычной классно-урочной системой, обязательно нужно организовать взаимодействие, общение детей. Для этого на учебных занятиях практикую организацию познавательной коллективной деятельности. Основой такой деятельности составляет групповая и парная работа. Групповая работа может проходить в течение всего занятия, либо включая в отдельные его фрагменты. Считаю целесообразным сочетание различных способов формирования групп. В каждой группе организована работа консультантов. Старшие учащиеся выполняют ряд педагогических функций. Они учатся анализировать свою работу, рефлексировать. В разновозрастном обучении необходима организация взаимообучения. Позиция ученика на занятии: меня учат -учусь сам- учусь учить других- учу других. Такая позиция побуждает каждого ученика к активным умственным действиям, что составляет суть проблемного обучения. Изучаю и практикую различные способы создания проблемных ситуаций в соответствии с конкретными задачами. Анализ результатов ЕГЭ показал, что учащиеся слабо решают текстовые задачи, поэтому применяю форму обучения через задачи. Эта технология дает возможность ввести учащегося в процесс мышления, ставит перед ним необходимость самостоятельно искать пути решения задач.

Также в своей работе я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов и информационно-коммуникационные технологии обучения. Метод проектов позволяет каждому ребенку проявить себя при решении общей практической задачи и в тоже время пережить ответственность перед группой, приобрести опыт обсуждения и принятия самостоятельных решений, делового взаимодействия на всех этапах проектной деятельности. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель.
Материалы учебника А.Г.Мордкович изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения, в домашней работе. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно. В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные и индивидуальные задания для работы на уроке.
На начало каждого урока, на доске записан перечень номеров заданий. Какие-то задания решаем вместе, разбирая их решение на доске, при такой форме работы, я назначаю учеников, которые решают у доски, и учащихся, которые проверяют решение, обязательно задают теоретические вопросы по текущей теме и оценивают, то есть ученики работают в паре (отвечающий и контролёр). Большую часть заданий школьники решают самостоятельно, причём каждый ученик должен оценить сложность предъявленных заданий и решать те из них, которые вызывают затруднения, чтобы повысить уровень своего развития.
Для разнообразия формы работы я организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах (объединяются в группу сидящие за соседними партами). На этапах взаимопроверки по образцу и взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, контрольной работы) я использую форму работы в статической паре.
В конце каждого урока я обхожу всех учащихся, оцениваю их достижения, высокие результаты выполнения оцениваю вслух с целью формирования веры у учеников в свои силы и возможности. Для учащихся создается благоприятный психологический микроклимат: ошибки учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу. Всем этим обеспечивается разнообразие видов работ, возможностей реализовать свои силы, утвердить себя, проявить инициативу, находчивость, гибкость мысли. При организации такой работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п. Таким образом, на моих уроках, каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучение, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь двигаться дальше.
Тема моего самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики»
С 2001 года по 2008 год вела 6 часов информатики, выполняла функции школьного оператора. При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение ими различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Применение в образовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) требует необходимого технологического обеспечения, поэтому данный подход необходимо сочетать с технологическим подходом, направленным на использование информационно-коммуникационных технологий.
Для создания соответствующих условий обучения, развития и воспитания ученика учитель математики, в свою очередь, должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью.
Считаю, что я обладаю информационно-коммуникационной компетентностью, а именно:
1. Развиваю собственную профессиональную компетентность в области использования ЦОР по математике в рамках изучения тем школьного курса математики.
2. Умею оценивать качество ЦОР с целью их отбора для использования в учебном процессе.
3. Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ЦОР.
4. Использую различные методы и формы обучения на уроках математики с применением ЦОР.
5. Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ. (курсы повышения квалификации - 22.-26.09.2008г. – «Внедрение автоматизированной системы мониторинга по пяти направлениям КПМО» (72ч.) ; 24.09-03.10.2009г. –«Основы системного администратора школьной локальной сети» (72ч.) ; 10.-17.12.2009г. –«Применение пакета ПСПО» (72ч.)
Применяю в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ (пользовательские ИКТ – компетенции):
• компьютер и периферийное оборудование;
• программное обеспечение на уровне пользователя;
• коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя.
Умею применять в своей профессиональной деятельности следующее (специальные ИКТ – компетенции):
• избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
• имею представление об образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе МО РФ, осуществить заказ, подписку;
• определить педагогическую целесообразность использования электронных образовательных продуктов в учебном процессе;
• работать с дистанционными курсами.
Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Считаю, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо:
• чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, за счёт упражнений, для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения;
• тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая её временными рамками и не допуская напрасной потери времени.
Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:
• При объяснении нового материала;
• При закреплении и повторении изученного;
• При итоговом контроле.
В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.
Отдельные программы мне очень импонируют, и я использую их как при подготовке к урокам, так и при их проведении:
• на уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:
– Математика, часть 1, Серия «1С: Репетитор» – 2003.
– Открытая математика. Алгебра. Версия 2.6. ООО «Физикон-2006».
– Открытая математика. Функции и графики. Версия 2.5. ООО «Физикон-2003».
– Открытая математика. Планиметрия. Версия 2.6. ООО «Физикон-2005».
– Открытая математика. Стереометрия. Версия 1.0. ООО «Физикон-2001».
• на уроках закрепления, повторения и обобщения я использую программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:
– Современный УМК. Математика 5-6. «Просвещение – МЕДИА» – 2003.
– Современный УМК. Алгебра 7-9. «Просвещение – МЕДИА» – 2003.
– Современный УМК. Алгебра и начала анализа 10-11. «Просвещение – МЕДИА»– конспект урока с применением ИКТ).
– Современный УМК. Алгебра и начала анализа итоговая аттестация выпускников. «Просвещение – МЕДИА» – 2003.
После того, как я освоила программу Microsoft Office Power Point, но до того, как я познакомилась с коллекцией цифровых образовательный ресурсов, я стала создавать собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии. Приведу примеры.
Алгебра:
– Алгебраические дроби. Основные понятия (22,9 МБ).
– Основное свойство алгебраической дроби (26,3МБ).
– Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями (32,3 МБ,).
– Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями (116 МБ).
Геометрия:
– Многоугольники и четырехугольники (202 КБ).
– Параллелограмм (124 МБ). Свойства и признаки параллелограмма (90КБ, 56,9КБ).
– Ромб. Свойства и признаки ромба (137 КБ).
– Квадрат. Свойства квадрата (137 КБ).
– Трапеция (3,94 МБ).
– Площадь многоугольника (40,3 МБ, презентация озвучена).
– Площадь параллелограмма. Площади фигур (40,3 МБ, презентация озвучена).
Также при проведении уроков и при подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru/catalog/.
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. В своей работе я опираюсь на опыт педагога-новатора, Шаталова Виктора Фёдоровича, а именно любая нежелательная оценка ученика, кроме отметки за контрольную работу может быть исправлена им в оговоренные сроки. Практикую уроки-лекции, уроки-практикумы, уроки-исследования. При проведении уроков и внеклассных занятий обязательно учитываю возрастные особенности своих учеников и их способности. Всячески способствую развитию интереса учеников к математике: применяя активные формы деятельности (групповая работа, дидактические игры, работа в системе уровневой дифференциации), используя опорные схемы, таблицы, алгоритмы, которые дают возможность детям получать глубокие и прочные знания.
Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
• учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
• информационные компетенции: учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
• коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.
На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе»; научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практический журнал «Школьные технологии»; журналы «Завуч», «Методист», «Народное образование», «Директор школы»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах МО РФ, КПМО, поэтому в курсе всех последних событий в образовании, мной изучены следующие документы и проекты (Закон Российской Федерации «Об образовании»; Нормативно-правовые документы и методические материалы по математике; Федеральная целевая программа развития
образования на 2006/2010 годы; Приоритетный национальный проект «Образование»; Проект «Информатизация системы образования», Проект «Наша новая школа»).
В этом учебном году для 11 класса был изыскан дополнительный час на расширение курса предмета математики основной школы. Мною разработана программа для элективного курса «Подготовка к ЕГЭ». Ежегодно мои воспитанники принимают участие в школьных, районных олимпиадах, различных конкурсах, что является подтверждением высокого интереса к предмету математика (приложение 1).
Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания, подтверждённые результатами единого государственного экзамена и поступлением выпускников в ВУЗы.
Моя педагогическая деятельность даёт положительные результаты, что подтверждено итоговой аттестацией выпускников (приложение 2).
Все выпускники поступили в высшие и средне-специальные учебные заведения, из них закончила БГУ, ИМИ по специальности учитель математики и информатики моя ученица Нимбуева Д.З.
Анализ учебных достижений учащихся за последние три года показывает положительную динамику (приложение 3). Анализируя свою деятельность и выявляя причины слабой успеваемости отдельных учащихся, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя воспитанников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным.
Применяя различные образовательные технологии (приложение 5) в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей математики школы, на заседаниях педагогических советах.(приложение 4).

Работая учителем математики, я также являюсь классным руководителем в разновозрастной группе 5-6 классов. Классы, в которых я являюсь (являлась) классным руководителем, всегда занимали лидирующее положение по воспитанности, показывали хорошие результаты в учёбе, поскольку, следуя личностно-ориентированному подходу в воспитании, я большое внимание уделяю развитию толерантных взаимоотношений. В процессе педагогической деятельности стараюсь создать обстановку комфортности, безопасности для ребёнка, атмосферы уважительного отношения друг к другу, как на уроке, так и во внеурочное время.
Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, через посещение родительских лекториев по вопросам воспитания ребёнка, организую индивидуальные консультации. Сообщаю им информацию об учебных достижениях детей.
В своей работе я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


Перечень используемых источников и литературы:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803.
2. Сборник учебно-методических материалов «Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования (математика и информатика)». Агентство «Университетская книга». Москва, 2008.
3. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании – http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/
5. Сайт ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» – http://www.uni-altai.ru/festival2009/metod kopilka_2009/
6. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. Москва «Мнемозина», 2009.
7. А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11». Учебник. Москва «Мнемозина», 2002.
8. А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11». Задачник. Москва «Мнемозина», 2002.
9. Обучающая программа на CD-диске: современный учебно-методический комплекс «Алгебра и начала анализа, итоговая аттестация выпускников», разработанный «Просвещения – МЕДИА», 2003 г.
10. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики». Москва «Просвещение», 2002.
11. Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Москва «Просвещение», 2007.
12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/catalog/

knot-empty-inv2.png