Министерство образования и науки Республики Бурятия
АОУ ДПО РБ «Бурятский институт образовательной политики»
Республиканская стажировочная площадка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа»
Кижингинского района Республики Бурятия
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по организации
образовательной деятельности
___________/С.И.Андреевская/
«____»____________ 200____ г.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Управляющий совет как модель обеспечения общественного участия в управлении образовательным учреждением»

Категория слушателей: Руководители, заместители руководителей, педагогические работники образовательных организаций, работники муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, члены Управляющих советов, представители родительской общественности.


Срок обучения: 72 час.

Разработчик программы: Доржиева Лариса Николаевна, директор МБОУ «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа»
Почтовый адрес общеобразовательного учреждения:
МБОУ «Усть-Оротская средняя общеобразовательная школа»
671455, Республика Бурятия, Кижингинский район,
с. Усть-Орот, ул. Дугарова,14
Контактный телефон: 8(30141)31376; сот. 89140553407
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.; Сайт школы: www.ustorotsosh.ru

Пояснительная записка

Актуальность: Развитие государственно-общественных форм управления образованием обусловлено тенденциями развития Российского образования в современных условиях, обозначенных в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.:
1. Обеспечение инновационного характера общего образования.
2. Модернизация и реформирование институтов системы образования как инструментов социального развития.
3. Внедрение моделей создания условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений, предоставления их общественности.
4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
5. Расширение демократических процессов в обществе.
Привлечение к управлению образовательной организацией всех участников образовательного процесса позволяет, с одной стороны, оптимизировать работу школы, сделать образовательный процесс более эффективным и отвечающим времени, с другой стороны, обеспечивает формирование положительного общественного мнения по реализации государственной образовательной политики.
Содержание программы базовой стажировочной площадки разработано с учетом реализации следующих документов:
1. Закона «Об образовании РФ»;
2. Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.
Цель программы – освоение управленческими и педагогическими работниками системы образования необходимых компетенций, обеспечивающих способность к проектированию и эффективной организации государственно-общественного управления как обязательного элемента управляющей системы образовательных учреждений.
В соответствии с поставленной целью определены задачи, которые позволят гарантировать дальнейшее развитие образовательных учреждений:
• Обеспечить условия для обобщения и тиражирования опыта деятельности учреждения по развитию ГОУ образованием;
• Научить применять технологические знания управленческих и педагогических работников для создания и внедрения различных форм государственно-общественного управления в образовательной организации.
• Организовать обучение, обеспечивающее достижение уровня правовых, экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур.

Целевые группы программы стажировки: руководители, заместители руководителей, педагогов ОУ, работников муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, членов Управляющих советов.
Основные формы работы со слушателями: семинары-практикумы, круглый стол, презентация опыта работы, дискуссионный клуб, тренинги, деловые игры, проектная деятельность.
Занятия проводятся с учетом аудиторных часов для изучения теории вопроса и проведения практических занятий на базе МБОУ «Усть-Оротская СОШ»

Реализация принципа государственно-общественного управления школой для МБОУ «Усть-Оротская СОШ» – естественный, органичный, прогрессивный, этапный шаг в развитии школы, позволяющий обеспечить механизм эффективного развития трёх базовых компонентов открытого образовательного учреждения: демократизации школы, партнёрства школы и сообщества, добровольчества.
Внедрение механизмов государственного общественного управления
образованием в МБОУ «Усть-Оротская» СОШ осуществляется через:
• работу Управляющего совета;
• участие родителей в мониторинге состояния и развития школы, соответствующих запросам и потребностям обучающихся и их родителей;
• сочетание государственного и общественного управления;
• увеличение числа проектов, инициируемых обучающимися, родителями;
• коллегиальное решение проблем.
Распространение опыта деятельности органов государственно-общественного управления образованием осуществляется через участие в различных мероприятиях:
• г. Улан-Удэ. 2010 год,- БРПК. Первый республиканский образовательный форум малокомплектных школ «Качественное образование в условиях сельской жизни: проблемы, перспективы, достижения».
• С. Тугнуй. 2013 год. -III республиканский педагогический совет учителей малокомплектных школ. «Расширение культурно-образовательной среды школы как стратегия устойчивого развития села».
• г.Улан-Удэ.2013 год- Республиканская августовская конференция работников образования «Образование для всех, образование для каждого».
• г. Улан-Удэ. 2013 год- Республиканский съезд общественных управляющих «Социальное партнерство как форма взаимодействия институтов государства и общества».
• с. Усть-Орот.2013 год- Площадка 5 Байкальского образовательного форума в Кижингинском районе. Проектная мастерская на территории парка культуры и отдыха "Ая ганга" «Школа и социальные партнеры: результат сотрудничества и развития».
• с. Кижинга.2014 год. -- Площадка 6 Байкальского образовательного форума в Кижингинском районе.
В 2013-2014 учебном году перед членами Управляющего Совета стояла задача направить усилия на реализацию положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Управляющий Совет будет и впредь способствовать развитию общественной составляющей в управлении школой, конструктивному решению педагогических, экономических, организационно–педагогических вопросов жизнедеятельности школы, консолидации сил участников образовательного процесса, общественности микрорайона, где находится школа, представителей бизнеса, власти, науки, культуры в деле «строительства» конкурентоспособной школы для Ученика и Родителя, а также позитивно влиять на активизацию процессов, способствующих формированию и развитию органов самоуправления участников образовательного процесса.

Наличие необходимого кадрового и методического ресурса для ее успешной реализации:
В школе сформирован и функционирует высокопрофессиональный педагогический коллектив, насчитывающий 14 педагогов. Будут привлечены к работе стажировочной площадки преподаватели БРИОП г. Улан-Удэ и социальные партнеры: МО «Нижнекодунский сомон», МБУК «Досуговый центр» руководители ТОСов , члены Управляющего совета.
Школа имеет достаточную материально-техническую базу, информационно-ресурсное обеспечение, находится в 18 км от районного центра.
В школе работают органы ученического самоуправления, которые участвуют в соуправлении жизнедеятельностью коллектива школы, в благотворительных акциях. Высшим органом ученического самоуправления является ежегодная ученическая конференция, на которой утверждается структура органов самоуправления. Координационный совет старшеклассников был преобразован в Школьный парламент.
Деятельность педагогического коллектива школы открыта для родительской общественности. День семьи, День открытых дверей, Публичный доклад, школьный сайт, школьная газета «Переменка».
Школа осуществляет социальное партнерство с различными социальными структурами, в том числе:
• Досуговый центр МО «Нижнекодунский сомон»
• Врачебная амбулатория
• Детский сад «Теремок»
• ТОСы
• Совет ветеранов
Таким образом, накопленный опыт работы по государственно-общественному управлению образованием позволил школе претендовать на статус базовой стажировочной площадки.
Слушателям будет предоставлена возможность познакомиться с формами участия органов государственно-общественного управления в реализации организационно-управленческих мероприятий, познакомиться с наработанными материалами по проблеме для дальнейшего его использования в своей образовательной организации.
В свою очередь, слушатели базовой стажировочной площадки будут иметь возможность отрефлексировать свою деятельность по данному направлению, услышать мнение коллег, дающее стимул к дальнейшим творческим поискам и развитию.
Формы оценивания деятельности на стажировочной площадке: стажерские пробы, защита проектов, самоанализ по экспертным листам, через проведение интервью, контрольные вопросы.

Представлены следующие компоненты:
• совокупность теоретических и практико-ориентированных аспектов актуального изложения вопросов государственно- общественного управления в образовательном учреждении.
• совокупность дидактико-методических и технологических аспектов актуального изложения вопросов конкретного проектирования и организации государственно-общественного управления в образовательном учреждении.
• совокупность самостоятельных заданий и вопросов для актуализации позиции стажера и его самопроверки осваиваемых тем государственно- общественного управления в образовательном учреждении.
• совокупность ресурсов для самостоятельной работы стажера при изучении осваиваемых тем государственно- общественного управления в образовательном учреждении.

Компетенции стажеров как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения программы представляют собой следующие характеристики, которыми должны обладать управленческих и педагогических работников системы образования, родительская общественность по завершении освоения программы:
• способность ориентироваться в основных положениях отражающих сущность принципа государственно общественного управления образованием;
• способность использовать систематизированные теоретические знания при решении профессиональных задач, связанных с расширением общественного участия в управлении образованием;
• готовность осуществлять административное, организационно- и научно-методическое сопровождение процесса расширения государственно общественного управления образованием.
• - повышение компетентности стажеров и готовности к продуктивному развитию государственно-общественного управления;
• - понимание необходимости и важнейших способов и форм партнерства и диалога между государственной и общественной составляющими управления и овладении навыками такого диалога;

knot-empty-inv2.png