Контрольно-измерительные материалы

Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием

Контрольные вопросы

  1. 1.Какие из факторов формирования общественного участия в управлении образованием в России, по Вашему мнению, играют позитивную, а какие – негативную роль в современной ситуации развития государственно-общественного управления?
  2. 2.Какие из форм и механизмов государственно-общественного управления образованием в европейских странах Вы считаете эффективными для практики российского образования, и в частности, для Вашего образовательного учреждения?

 

  1. 3.В чем принципиальные отличия проектирования и организации деятельности органов государственного (административного), общественно-профессионального и государственно-общественного управления образовательным учреждением?
  2. 4.Выделите основные принципы государственно-общественного управления и покажите примеры их реализации в практике работы образовательного учреждения.
  3. 5.В чем заключается противоречие в интересах общества и государства в области образования? Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути преодоления этого противоречия?
  4. 6.Какие моменты обеспечения государственно-общественного управления  в образовательном учреждении, по Вашему мнению, не урегулированы нормами права?

 

  1. 7.Выделите принципиальные отличия деятельности Управляющих советов и Попечительских советов в решении финансовых задач деятельности образовательного учреждения.
  2. 8.Что такое принцип партиципации, каков механизм его действия и почему этот принцип является ведущим в организации государственно-общественного управления образовательным учреждением?
  3. 9.В чем заключается смысл и основные содержательные позиции принципа социального партнерства, каков механизм его действия в осуществлении задач деятельности таких органов государственно-общественного управления как Управляющий и Попечительский советы образовательного учреждения?
  4. 10.В чем заключается принцип публичности и как он должен быть реализован в практике деятельности образовательного учреждения?
    1. 11.Докажите, что основной функцией Управляющего совета является решение вопросов стратегии развития образовательного учреждения. Как может быть эффективно реализована данная функция в деятельности Управляющего совета?
    2. 12.Что Вы понимаете под термином «кадровая политика» в  образовательном учреждении? Каковы, на Ваш взгляд, должны быть компетенции Управляющих советов в решении задач кадровой политики. Где, с Вашей точки зрения, могут возникнуть зоны рисков для деятельности образовательного учреждения? В чем, на Ваш взгляд, может заключаться положительный эффект от включения вопросов кадровой политики в деятельность Управляющих советов?
    3. 13.Что Вы понимаете под термином «организационная  политика» в образовательном учреждении? Каковы, на Ваш взгляд, должны быть компетенции Управляющих советов в решении задач организационной политики образовательного учреждения. Как, на Ваш взгляд, может Управляющий совет  эффективно помочь в решении задачи формирования организационной культуры и организационного поведения в образовательном учреждении?
    4. 14.Каковы, на Ваш взгляд, эффективные приемы вовлечения педагогов, родителей и обучающихся в решение задач государственно-общественного управления в образовательном учреждении?
    5. 15.Как, с Вашей точки зрения, должны быть реализованы принципы социального партнерства и открытости в деятельности Управляющего совета в Вашем образовательном учреждении?
    6. 16.Какова роль официального сайта образовательного учреждения в обеспечении государственно-общественного характера управления образовательным учреждением?

 

Основные направления региональной  программы модернизации образования

 

Контрольная работа

Задание 1.Назовите основные документы, определяющие государственную политику в сфере образования (на современном этапе).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Прокомментируйте одно из положений Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.: «…стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Какие шаги, по Вашему мнению, уже сделаны для достижения поставленной цели?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Задача модернизации: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе:

А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики;

Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения).

Задание 3.В таблице перечислены несколько проблем общественного участия в управлении образованием. Продолжите список и предложите способы решения проблем.

Проблема

Способы решения

Отсутствие механизма формирования общественной инициативы в сфере образования.

 

Недостаточная психологическая установка на демократизацию управления образованием руководящих кадров ОУ

 

Низкая мотивация к качественно новой деятельности представителей общественности, в том числе и бизнеса

 

В действующем Законе РФ «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Задание 4.Сформулируйте основные признаки государственно-общественного управления образованием:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Каким образом можно активно мотивировать участие общественности в управлении современным российским образованием? Подробно аргументируйте свои предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форматы и функции государственно- общественного управления в системе управления образовательной  организацией.

Задание 1.В современной российской практике, исходя из принципа многоуровневости управления в системе образования (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный), сложились различные формы общественного участия в управлении каждого уровня, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием. Назовите эти формы используя приведенную ниже таблицу.

Уровень управления

Формы общественного участия

Федеральный

 

Региональный

 

Муни​ципальный

 

Школьный

 

Задание 2.Что, с Вашей точки зрения, означает положение Концепции модернизации образования, где указывается на «... развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения»? Раскройте основной смысл данного тезиса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.В тексте Федеральной целевой программы развития образования мы встречаем несколько терминов:

- «модели государственно-общественного управления образовательными учреждениями»;

- «институты общественного участия в управлении образованием»;

- «общественно-гражданские институты, участвующие в управлении образованием».

Как Вы думаете, это просто синонимы, или это принципиально отличающиеся своим содержанием понятия? Приведите свои аргументы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 4.Исходя из требований, предъявляемых к качеству образования в настоящее время, актуальным становится разработка эффективной модели ГОУ по управлению образованием с привлечением средств из внебюджетных источников. Что, по Вашему мнению, для этого необходимо сделать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Назовите механизмы реализации эффективной модели ГОУ образованием на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения. Заполните предложенную таблицу.

 

Механизмы реализации

На муниципальном уровне

На уровне образовательного учреждения

1.

2.

3.

1.

2.

3.

 

 

Задание 6.Представьте в виде схемы иерархию нормативных правовых актов, регулирующих государственно- общественное управление образованием.

Задание 7.Выделите особенности правового регулирования разных форм органов, обеспечивающих государственно-общественное управление образованием:

Совет образовательного учреждения

Управляющий совет

Попечительский совет

 

Задание 8.Определите критерии эффективности развития общеобразовательного учреждения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9.Заполните пропуски в таблице «Критерии включенности общественности в управление ОУ».

Критерии

Показатели

Индикаторы

Методики

Нормативные

     

Организационные

     

Информационные

     

Результативные

     

Управляющий совет общеобразовательного учреждения– это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения.

Совет общеобразовательной школы– коллегиальный орган управления Школы, реализующий принципдемократического, государственно-общественного характера управления образованием.

Попечительский совет– это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе физических и юридических лиц, заинтересованных в реализации образовательных потребностейнаоснове развития образования и конкретного образовательного учреждения

 

Задание 10. Распределите наиболее оптимально, с Вашей точки зрения, компетенции между директором и Управляющим советом, заполнив приведенную ниже таблицу. Аргументируйте каждую позицию.

Исключительная

компетенция

Управляющего совета школы

(то есть инициа​тивное

решение, обязательное

для исполнения

дирек​тором школы)

Вопросы,

рассматриваемые

советом и директором школы совместно

Исключительная

компетенция директора школы

(то есть решения,

принимаемые директором

без согласования

с советом школы)

 

 

Тьюторство как ресурс развития системы образования. Фасилитация, как новый стиль управления

Задание 1.Опираясь на Ваше представление о деятельности тьютора, объясните что такое тьюторское сопровождение. Что предстоит тьютору в практике тьюторской работы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Напишите, какие 5 самых важных рекомендаций Вы бы дали начинающему тьютору.

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

Рефлексия «Мои личные приращения в компетентности как тьютора»

(три наиболее важных результата)

Узнал

Понял

Оценил

Оценил опыт

Появилась

идея

 

 

 

 

 

 

 

knot-empty-inv2.png